Необычные ночные свадьбы народа Яо

Провинция Лангшон (Lạng Sơn) Вьетнам
«Ночные свадьбы» народа яо на севере Вьетнама, один из тысяч ритуалов и обрядов, которые практикуют этнические меньшинства, живущие в стране. В этой статье мы расскажем, как бережно народы Вьетнама относятся к своим тысячелетним традициям сегодня, когда неумолимая поступь прогресса, казалось бы, должна была их уничтожить.

Яо – один их многочисленных народов Индокитая. Представители этого этноса в основном проживают в горных районах южного Китая, но встречаются и в северном Таиланде, Лаосе и, конечно, Вьетнаме. Сами яо называют себя «миань» или «минь», что на языке яо означает «люди». Название «яо» — это китайское выражение, которое означает «собака» или «дикарь».

Несмотря на обидное сравнения с собакой, для самих яо в этом нет пренебрежения. Ведь они ведут свою родословную от Паньху, легендарной пятицветной собаки. Яо живут в горах, занимаются  террасным земледелием и сельским хозяйством. В прошлые времена важным источником денег была торговлей опиумом, сейчас народные промыслы и сбор дикоровосв. Яо считаются одним из наиболее развитых горных племен региона.

За тысячи лет культура яо претерпела изменения, но многие традиции неукоснительно чтут и в наши дни. И об одной из традиции мы расскажем в этом материале. Это знаменитые «ночные свадьбы». Традиционный ритуал перехода невесты в семью жениха под покровом ночи. Обряд удалось заснять этнографу Нгуен Шон Туну, уроженцу этих мест.

Яо из провинции Лангшон

Как и другие северные пограничные провинции, провинция Лангшон — это дом для десятков малых народов. В коммуне Маушон проживают в основном именно разные ветви народа яо, но также есть деревни этнических меньшинств Тай и Нунг. Коммуна Маушон расположена среди почти сотни горных вершин. Небольшие деревни, водящие в коммуну, живут тихой, изолированной жизнью.

Поэтому традиции и обычаи тут сохранились с древних времен, хотя и с некоторыми изменениями. Нгуен Шон Тун, житель провинции Лангшон и автор этой серии фотографий, провел много времени, изучая традиционные обычаи местных этнических групп. Эта серия посвящена ночным свадьбам красных яо, живущих в районе Локбинь.

Ночные свадьбы народа яо

Ночные свадьбы – важный элемент коммуникации в сообщества яо. Местные верят, что всё хорошее рождается, пока солнце ещё спит. Если двое хотят пожениться, то идут на поклон к деревенскому шаману. Именно он решает, когда невеста может войти в дом своего жениха, и тогда намечается день, точнее ночь, свадьбы.

Невеста с сопровождающими выходит из дома примерно в 2 часа ночи. Девушки одеты наряды с традиционной вышивкой, которую готовят до свадьбы в течении года и больше. После прохода по деревни они входят в дом жениха, но уже одетые в другую одежду. Семья и подружки невесты останавливается в 300 – 400  метрах от дома жениха. Свита помогает невесте переодеться во второй наряд, украшенный ожерельями из жемчуга и браслетами с драгоценными камнями.

«Свет, излучаемый из дома жениха, создает ощущение уюта и спокойствием в тишине ночи»

Нгуен Шон Тунг, фотограф и этнограф

Всё это делается в тишине, пока деревня спит. После переодевания невесту, лицо которой закрыто особым головным убором, провожают внутрь дома жениха подружки невесты. Царившую до этого тишину нарушает звук музыки. Церемония приветствия невесты в новом доме – грандиозное шумное действие. Как только невеста попадает в дом мужа – начинает играть музыка. Часто приглашают музыкантов, которые на трубах, рожках и струнных инструментах исполняю обрядовые гимны. За этим наблюдают родственники с обеих сторон, выстроившимися вдоль комнаты.

Поминовение предков — главный элемент праздника

Жених кладет на семейный алтарь 12 пар палочек для еды, 12 чаш и 12 кубков с вином, чтобы отдать дань уважения предкам дома. Согласно обычаю яо, жениху не разрешается видеть лицо невесты до тех пор, пока не будут выполнены все ритуалы. Эта традиция служит для того, чтобы избежать несчастий в будущей семейной жизни. А громкая музыка должна отогнать духов, от которых невеста «пряталась» двигаясь в тишине ночи.

Необычные ночные свадьбы народа Яо

После того как шаман завершает положенные ритуалы, родственникам подают вино. Они тоже  наливают вино в обрядовые чаши, ставят их на алтарь, а затем выпивают уже из своих кубков за молодых. После чего каждому гостю предлагают чашу рисового вина с куском вареной свиной печени, чтобы отпраздновать рождение нового союза. В конце церемонии семья жениха устраивает большой музыкальный праздник, который может длиться до утра.

Такие церемонии также дают пожилым людям возможность вспомнить свою яркую молодость. Раньше свадьбы Яо, включавшие множество ритуалов, могли длиться три дня и три ночи. В настоящее время они сокращены до одного.

Поделиться с друзьями
Вьетнамский калейдоскоп
Добавить комментарий